Заставка Главная Персоны Репертуар Воспоминания Контакты

 

"Братская ГЭС" –

так называется одна из поэм известного советского поэта Евгения Евтушенко. Так называется и спектакль Теастудии Поэзии и Публицистики Областного Дома работников просвещения.

Это уже двенадцатый спектакль самодеятельного литературного театра и третья работа, связанная с творчеством Евтушенко. Как и прежде, главное средство выражения идеи литературного произведения – слово. Как и прежде, в этом театре нет, или почти нет декораций, костюмов, грима. И все-таки это не традиционное художественное чтение. Это театр, где есть солисты и хор, монологи и диалоги, где звучит музыка и играет свет, где каждый жест солистов и пластика миманса помогают выявить глубину и многозначность слова.

Посмотрите этот спектакль. Он поможет вам освежить в памяти страстные строки поэта, посвященные истории человечества, судьбе нашей великой Родины, личности нашего современника.

Л. Мясоедова


Новая работа студии

Обращение к творчеству писателей-орловцев стало доброй традицией театральной студии поэзии и публицистики, руководимой Ю. С. Шушковским. В ее репертуаре – лирическая композиция "Волшебник Пришвин", в основу которой легли отрывки из произведений замечательного советского писателя. Спектакль, показанный в феврале 1973 года в канун 100-летия со дня рождения М. Пришвина, передавал неотразимое обаяние прозы писателя, ту магию слова, о которой восторженно писал К. Паустовский: "Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем..."

Несколько позднее коллектив театральной студии познакомил зрителей с интересной композицией "Час с Леонидом Андреевым". Многие обстоятельства определили несомненный успех этой работы: и сам факт прочтения наиболее напряженных, исполненных подлинной боли за человека произведений Леонида Андреева, и то, что автором композиции был студент-филолог педагогического института В. Бизюкин, для которого творчество Леонида Андреева является объектом научного исследования. Большую помощи и поддержку студийцам в создании этого спектакля оказал прекрасный педагог, писатель, ученый Л. Н. Афонин.

В конце мая этого года на афишах Областного Дома работников просвещения появилось имя еще одного писателя-орловца – театральная студия подготовила спектакль "Сказ о Левше" (по Н. Лескову).

Состоялись первые представления. Точная реакция зрительного зала, аплодисменты, цветы не могут не радовать творческий коллектив, всех тех, кто заинтересованно следит за его репертуаром. Вместе с тем, произнося сегодня искренние слова благодарности в адрес режиссера Ю. С. Шушковского, художника О. Покровского, всех студийцев – создателей "Сказа о Левше", хочется поделиться и некоторыми размышлениями и сомнениями об увиденном.

 Непривычна текстовая основа спектакля. Раньше это были бережно подобранные отрывки из произведений инсценируемых писателей, теперь организующий центр – пьеса Б. Рацера и В. Константинова по сюжету "Левши". Раньше главная задача студийцев – профессионально точно донести до слушателей своеобразие поэтического слова писателя, теперь – в пьесе обилие игровых моментов, много танцев, пения.

Фарсовое начало, каламбуры, остроты очень быстро заставляют забыть "Левшу" Лескова и настроиться на комедийное представление. Смешны, нелепы царь (А. Шадский), министр финансов (Т. Пахомова), граф Кисельвроде (Н. Золотарева), фрейлина (Н. Гудкова). Отлично ведет свою роль Н. Селихова  – ее Мурышкина, вспоминающая свою молодость, порой произносит двусмысленности, но они не смакуются, на них не фиксируется внимание, ибо темп спектакля быстрый – и эта намеренно высокая заданность темпа во многом определяет успех первых эпизодов.

Но вот действие переносится в Тулу – мы знакомимся с Левшой (Е. Юрин) и его любимой (Л. Ушанова). И здесь подчас возникают комические ситуации, в их создании участвуют мать Маши (Л. Власова) и люди, от которых любящим невозможно спрятаться (среди туляков самый выразительный образ создает Л. Колобаева), но тональность спектакля меняется. Рядом со смешным все сильнее и сильнее начинает звучать серьезное, трагедийное – оно вытекает из сущности характера Левши, человека талантливого, но нищего, которому негде взять денег, чтобы заплатить купчихе за право жениться на Маше. К тому же в Тулу приезжает Платов (Г. Конников) с приказом царя, угрозами расправы в случае его невыполнения. Трагедийные ноты, ставшие теперь отчетливыми, громкими, усиливаются прямым введением в пьесу текста повести Лескова.

Меняются лаконичные, интересно решенные декорации.Левша у царя... Левша в Лондоне на "уединенции" у английской королевы... Опять стихия комического, пение, танцы. На время наметившаяся трагедийная линия отводится в сторону, как бы забывается. И это сначала настораживает, а чуть позже – в эпизоде "обольщения" Левши, взятым из пьесы Евг. Замятина, начинает вызывать недоумение, ибо следующий за этим эпизодом финал спектакля фактически выламывается из контекста, выглядит немотивированным, неподготовленным. Думается, что новая работа студии только выиграет, если отказаться от несколько надуманного, неинтересного, к тому же чрезмерно затянутого эпизода Левша – Мэря. Вместо него можно более решительно и определенно обратиться к Лескову. Только тогда по-настоящему станет понятным пафос "Левши" как произведения о гибели народного таланта в бесчеловечных обстоятельствах, а спектакль в целом приобретет высокий смысл и законченность.

Исполнителями "Сказа о Левше" преимущественно являются студенты педагогического института: Людмила Власова, Наталья Гудкова, Наталья Золотарева, Людмила Колобаева, Наталья Селихова, Людмила Ушанова (факультет русского языка и литературы); Валентина Ватутина, Галина Голубцова, Александр Шадский (факультет иностранных языков); Евгений Юрин (художественно-графический факультет). Кроме того, самое активное участие в спектакле приняли: Григорий Конников – преподаватель русского языка и литературы ГПТУ № 32; Татьяна Пахомова – инженер Орловского транспортного управления; Людмила Мясоедова – воспитатель детской больницы; Валерий Пожарский – преподаватель музыкального училища. Коллектив объединяет влюбленность в искусство, энтузиазм, творческий задор, способность решиться на эксперимент. И все-таки, отдавая должное достоинствам студийцев, не перестаешь сомневаться: а так ли уж необходимо даже в порядке эксперимента творческому коллективу с определенными традициями прочтения лучших наших писателей брать за основу спектакля пьесу откровенно развлекательную, поверхностно трактующую гениальное творение Лескова. Возникают и частные вопросы: нужно ли петь решительно всем участникам представления, и даже тем, у кого это не очень получается, нельзя ли несколько сократить танцы, каламбуры Кисельвроде?..

Сомнения, вопросы... Они не только у зрителей. Много размышлений об итогах работы над "Сказом о Левше" у самих студийцев, их режиссера. И одновременно думают о новом сезоне, готовятся к нему: идет глубокое изучение своеобразия театра Брехта, отбирается материал о чилийском писптеле-коммунисте Пабло Неруде, ибо в ближайших планах коллектива – обращение к зарубежной классике ХХ века. Студия живет, ищет, дерзает

Л. Кен

("Орловская правда", 1 июля 1976 года)

вверх


Без рампы

Сцена Студии Поэзии и Публицистики представлялась трибуной, с которой они обращались в зал к массе современников, ища отклика, поддержки. но надо было – и трибуна растворялась, и шепот был слышен до последнего ряда, и стуку сердца внимали как громкому слову оратора. Сегодня студийцы решили сцену свергнуть. Новый их спектакль "По течению..." задуман "около сцены для 40 человек", Так и в программке значится – над фамилией автора, лауреата Государственной премии А. Володина, над названием и указанием жанра (притча о любви с цитатами, снимками, зонгами) – самое главное, первое о спектакле: для кого он. Для – немногих, кто придет с ощущением своей зрительской незаменимости, чьи чувства будут замечать и учитывать исполнители, кто будет сопереживать не только героям, но и самим артистам, создавая спектакль вместе с ними.

Дискуссия о проблемах пола "с точки зрения молодежи Красной Пресни", комсомольцев двадцатых годов, – и зачин спектакля, и проба на общение с залом. "Союзная и несоюзная женская и мужская молодежь Красной Пресни"– рядом с нами, в зале – бурно реагирует на трибунные речи о любви. Докладчик (А. Рыжонков) призывает проще относится к любви, не отвлекаться на "буржуазные" переживания. Влечение к женщине из того же ряда биологических потребностей, что и жажда. Выпить стакан воды или получить любовь женщины – все одно. Этот "стакан воды", как символ бездуховности чувства пройдет через весь спектакль. На "стакан воды" будут испробованы все герои притчи о любви: одни отхлебнут с вызовом, наслаждением, другие – покорно, неумело, и только одной, любящей и страдающей за многих женщин сразу, будет дано выплеснуть его в лицо хозяину. Она (В. Епифанова) – и Суламифь, и Незнакомка С. Цвейга, и володинская героиня.

Знаете, что самое интересное в спектакле? Многоголосие. Ведет свой рассказ библиотекарша (Л. Гуляева) – подробно, искренно. Всю душу раскрыла, все мысли, чувства – на ладошке. А вот и нет! Есть такое, о чем ей самой не поведать, – так смутно живет это в ней, так не привычно языку высказать это. Читает библиотекарша Цвейга – и поток страстных речей Незнакомки выносит то смутное, никому не высказанное.

Произносила свой монолог Незнакомка (В. Епифанова), но как бы и от библиотекарши – о ее судьбе, ее безответной любви. Песни в спектакле тоже звучат "от имени", повествуя за героев, о чем те сказать не решаются или не могут. Больно, унизительно вспоминать Татьяне (В. Данилова) о пьяных разгулах мужа, да еще и "подсудное" есть. А потом... Что было потом, она уже не в силах досказать. За нее – песня В. Высоцкого.

Песни-зонги В. Высоцкого (исполняет Ю. Новиков) – скорей от лица самх студийцев, это их сожаление о тех, кто не нашел свою судьбу, свою любовь, свой "голос" – не смог, а может, не успел.

Что самое интересное в режиссуре спектакля Студии? Монтаж. Даже известные монологи, стихи, сцены (как диспут молодежи из игранной уже студией пьесы М. Б. Шатрова "Синие кони на красной траве"), поставленные рядом, рождают новые связи, совершенно неожиданные чувства.

  Наш спектакль "По течению..." совершенно не похож на поставленные раньше, – говорит режиссер. – Надеемся, что следующий не будет иметь ничего общего с теперешним.

Загадочно! Все-таки интересно вообразить эту будущую встречу со Студией.

  Каждый спектакль – продолжение того, что сделано, – говорил Ю. С. Шушковский в прошлом году. Сопоставим "не похож" и "продолжение". Значит, опять монтаж: стихи и документы, песни и драматические куски. Только никто не знает, какие. Название, разумеется, непредсказуемо, автор – тоже. Затем спектакль "По течению..." отличается необычным отношением к зрителям: нас попытались уравнять с исполнителями: действие происходит не на сцене, а перед ней. Возможно углубление демократии – смотрящим дадут право подавать голос или даже действовать в ходе представления. Это, конечно, всего лишб зрительские мечты, но, по-моему, они в "духе" Студии Поэзии и Публицистики, пробующей непостигнутое "на вкус" и на "цвет", не боящейся риска, ошибок и трудных дорог.

 

 Е. Чижмина 

("Орловский комсомолец", январь 1984 года)

вверх

 

Студии – 10 лет

Они приехали в Орел именно сегодня – преподаватель литературы В. Бизюкин из Брянска, инженер Т. Табакаева из Новороссийска, переводчик А. Шадский из Москвы. Приехали, чтобы снова сыграть Прометея в трагедии Эсхила, блоковскую Незнакомку, поэта в спектакле "Под кожей статуи Свободы" по Е. Евтушенко. Эти спектакли (и еще двадцать других) поставлены студией поэзии и публицистики за десять лет.

И вот сегодня у коллектива юбилей, которому посвящено представление "У нас – бенефис", где встретятся герои прошлых спектаклей: лейтенант Петр Шмидт (дипломник машиностроительного института Е. Царьков) из спектакля "Свеча горела" и Катерина Измайлова (инженер Л. Гуляева) из "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова. Т. Пахомова прочитает "Монолог Мэрилин Монро" А. Вознесенского, а преподаватель литературы Л. Колобаева исполнит композицию по произведениям Марины Цветаевой. Методист Дворца пионеров Г. Конников сыграет Присыпкина из комедии В. Маяковского "Клоп" и Баргамота из рассказа Л. Андреева.

Вместе с теми, кто играл в студии пять, десять лет назад, в бенефисе участвуют сегодгяшние студийцы – слесарь Петр Озеров и доцент В. Данилова, братья Рыжонковы, студенты Е. Чистякова, С. Гордеева. С. Булгаков. Выпускники пединститута Н. Гудкова, Л. Ушанова, Л. Власова исполнят фрагменты из спектакля "Строка, прерванная пулей".

Перелистывая страницы прошлых спектаклей, студия под руководством режиссера Юрия Шушковского покажет, во имя чего создавались спектакли по произведениям М. Шатрова, А. Твардовского, М. Пришвина, Б. Пастернака.

К своему 10-летию студия получила поздравления от кабинета театрализованных представлений Всероссийского театрального общества, редакции журнала "Клуб и художественная самодеятельность", от коллективов поэтических театровЧелябинска, Иванова, Орджоникидзе, ленинградского театра-клуба "Суббота". Орловцев поздравили народный артист РСФСР О. Табаков, заслуженная артистка РСФСР В. Талызина, драматург А. Володин, киносценарий которого "Две стрелы" воплощен на сцене Дома работников просвещения, а сейчас готовится еще одна работа по его произведениям – "Он, Она, Они". Прислал письмо и Е. Евтушенко, пять поэм которого в разное время играли студийцы.

На вечере пойдет разговор и о планах студии – это будущие спектакли о Маяковском и Назыме Хикмете, о Бертольде Брехте и декабристах.

 

А. Иванова

вверх


Поэзия убеждения

Студийцы поставили спектакль "Зачем?", желая глубже понять своих соотечественников из тысяча восемьсот двадцать пятого года. Интерес современных молодых к тем, кто жил более полутора столетий назад положил начало волнующему исследованию.

"Во всем мне хочется дойти

До самой сути..."

 

Ставшие заповедью театра-студии пастернаковсие строчки повели ребят к "сущности протекших дней", помогли обрести свое видение событий прошлого века. Взять готовую пьесу о декабристах – значило бы открытие заменить интерпретацией. Первопроходцами – куда интересней! И, как уже  не раз бывало, студия, руководимая Ю. С. Шушковским, при Орловском Доме работников просвещения пустилась на полгода в увлекательнейшую и трудную репетиционную дорогу. 

Студийцы решили взять два ракурса – разработать образы людей 1825 года и в противовес ввести в спектакль человека "здравого смысла": скептичную современную девчонку без идеалов. Рассудительную, ироничную. Пусть охлаждает пыл, пусть задает каверзные  вопросы, пусть не верит. Логически законченными суждениями она противостоит страстям, разыгрывающимся на сцене, прозой своих реплик выделяется в музыкально-поэтическом представлении. На нее не действуют вдохновенные слова, ей подавай доказательства, аргументы. Трудно будет понять ей тех, из тысяча восемьсот двадцать пятого – пылких, увлекающихся, чувствительных ко всему прекрасному...

Гитара, стихи, молодые лица. Они слагают песни о бесправии народа, о царе-деспоте, организуют тайные общества, готовятся к восстанию. Они горят негодованием и не собираются провести жизнь в покорности и благоразумном терпении. Ироничный, не теряющий самообладания Якушкин (А. Рыжонков). Рылеев (П. Озеров) – тонко чувствующий, ранимый. Сурово-холодный, не меняющий решений Пестель (Е. Царьков). – Они останутся верны себе до конца. 

Каждый пишет, как он дышит, – напоминает песня Б. Окуджавы в начале представления. Хотелось понять: почему декабристы все-таки выступили, не надеясь на успех, боясь кровопролитья. Зачем им это было нужно? История утвердила огромное значение декабрьского восстания 1825 года, открывшего революционную эпоху в России. Студийцы живо заинтересовались людьми, совершившими дотоле невиданное в истории. Как лично каждый из них сделал такой выбор? Участники спектакля особо высветили в своем рассказе о декабристах их чувства: ненависть к царю, боль за народ, одухотворенность их союза. В спектакле немало фактов, показывающих декабристов людьми неординарными, не похожими на остальных. Спектакль еще раз подчеркнул: их скорбный труд не пропал; нам, сегодняшним, близки и дороги их стремления – сохранить душу, остаться человеком в любых условиях, стать примером действия.

 

Е. Чижмина

вверх


Знакомство по объявлению

В этот театр вы приходите с работы, с вокзала, из магазина, не успев сбросить привычных дум и забот. И артисты тоже не прихорашиваются перед спектаклем, не сидят в гримерной (надеть неизменные черные свитера – дело нескольких минут). Они дежурят в раздевалке, чтобы приняв пальто, улыбкой снять груз дневной суеты, познакомиться, рассказать о своем театре.

Трижды в неделю по 3-4 часа у них – семинары, репетиции, спектакли. Воскресенье в том числе. Все это напоминает тяжкий труд.

Что вы, праздник, радость! – на ходу обронила Виктория Епифанова, студентка. Она спешила к друзьям после зачета в институте, и через минуту уже слышались поздравления и смех студийцев.

Вы, наверное, счастливые: у каждого столько друзей!

Вера Данилова, преподаватель ВУЗа:

Нас связывает постоянное сотворчество. Порой мы не понимаем друг друга, бывает – ссоримся. И все-таки неразлучны. Вряд ли каждому из нас поодиночке удалось бы столько узнать, так фантазировать.

...Самый обыкновенный человек под гипнозом может сочинить прекрасные стихи, написать удивительную картину – стоит ему только внушить, что он гениален. То же самое можно сделать и без гипноза. Перевоплотившись в царицу – предугадать ее мысли; представить страдания матери, когда умирает сын; пережить мгновения долглжданного свидания. Все эти превращения дарит театр – и тем, кто на сцене, и сидящим в зале.

Студийцы поэтического театра вместе пишут сценарий, вместе ставят спектакль, наконец – исполняют роли, поют, танцуют, играют на различных музыкальных инструментах. Сочетание нескольких "талантов" в каждом, затемконцентрация всех в студии и делают коллектив поистине уникальным...

веча горела" в Доме учителя. Обыкновенный спектакль самодеятельной студии. Десятка два зрителей, особое их расположение к артистам, доброе снисхождение к непрофессионалам. Луч света, аккорды фортепиано, вагон поезда. Встреча лейтенанта Шмидта и Рисберг. Потом письма Шмидта к ней и ее ответы. Стихи Пастернака. Восстание, их последняя встреча. И снова стихи. Все, конец. Но у зрителей нет сил подняться. По лицам – слезы, и забыто снисхождение.

Театр-студия поэзии и публицистики в Доме работников просвещения существует 10 лет. "Ванька-встанька" (по поэзии Е. Евтушенко), "Детектив каменного века" А. Володина, "Свеча горела" – лишь последние названия из двадцати поставленных спектаклей. И каждый – совместное исследование, групповой сценарий, коллективное творчество.

Быть может, вы уже мельком читали на небольшой афише: "Мы – театр-студия поэзии и публицистики. Мы выходим на сцену, чтобы вместе с вами... понять то, что происходит с нами и вокруг нас, сейчас и сегодня". Если заметите снова их скромное объявление о спектакле, пусть суета повседневных забот не помешает вашему знакомству с театром.

Е. Чижмина.

("Орловский комсомолец", 9 февраля 1983 года)

вверх


Семнадцатый сезон

Человек с лицом веселого мудреца – так они его вспоминают – пришел 17 лет назад на литфак ОГПИ и открыл перед всеми, кто захотел, прекрасный и таинственный мир театра. Но в студии он делал не прежде всего актеров – пытался творить граждан в самом лучшем понимании этого слова. Умел создавать такую атмосферу, когда почти у каждого, пожелавшего жить с ними одной жизнью начинало в конце-концов что-то выходить, получаться. Он был прежде всего Личностью, потом уже – хорошим педагогом и режиссером. Умел "открывать" людей, никого ни разу не назвал бездарью. Зажигал своей идеей всех, убеждал и доказывал, с ним иногда не соглашались, спорили, утверждая свое "я" и понимая радостно: у них на всех "одна группа крови" Да, одна – любил повторять он. И при всем этом духовном единении оставлял за каждым право оставаться собой.

Пединститут был лишь первой малой строчкой их биографии – родным гнездом стал Дом учителя, где во время премьер зал заполнялся до отказа.

А он тяжело болел и с середины семидесятых, начиная каждую новую работу, говорил устало: "Это мой последний спектакль". Наверное, именно так всегда творит настоящий художник.

Последней работой Юрия Семеновича Шушковского – основателя, режиссера, души театра-студии поэзии и публицистики – стал спектакль по поэме Твардовского "По праву памяти". Премьера прошла уже без него.

Слишком тяжела была утрата, все они – студенты, учащиеся, молодые рабочие, инженеры, учителя – осиротели безвозвратно, непоправимо.

Мы ходили тогда словно потерянные, надо было решать – живем мы или нет? – вспоминает Людмила Гуляева, инженер ПКТИмаша, студиец "среднего" поколения. – И все-таки не смогли разбежаться в разные стороны.

Как же велика должна быть их преданность прошлому, их вера во все лучшее, что заложено в те годы, если нашли они силы продолжать говорить со сцены о том, что волнует, ставить и решать острые социальные вопросы для себя, в себе нести познанное своим зрителям.

Вдвойне, мне кажется, заслужил этот коллектив полученной премии своим ярким прошлым и стойким настоящим. Пришли новые руководители – актер и завлит Орловского ТЮЗа В. Г. Трахтенберг и О. Я. Кузнецов, приходят новые люди. Все вместе написали и поставили пьесу "В белом плаще с кровавым подбоем" по Булгакову и о Булгакове, сейчас остановили свой выбор на сатирической комедии В. Котенко "Железный занавес". Увлеклись сцендвижением после того, как Владислав Григорьевич привел к ним однажды аспиранта, знаменитого мага и волшебника театральной пластики Дрознина. Вместе, как всегда, собираются три раза в неделю эти 13-15 парней и девушек и, нисколько не обольщаясь на свой счет, делают общее дело – каждый по-своему.

Юрий Новиков, молодой инженер-конструктор НРО "Автограф", – светлое цементирующе-дисциплинирующее начало. Женя Царьков, секретарь комитета комсомола ПО "Дормашина",  – ярко выраженное комическое амплуа, идейный заводила, если можно так выразиться. Саша Рыжонков, учитель Ермолаевской восьмилетней школы, – неспокойно-романтическая личность. Принес недавно пьесу "на вечную тему", где соеденил мысли Тургенева, Гроссмана. Думбадзе – о добре и зле, вечных и неразлучимых. Правильный Вадим Тарасов и справедливо-резкая Ольга Третьякова – оба инженеры НПО "Автограф" и другие. Юра и Вадим еще в институте увлеклись горным туризмом – снежные вершины Приэльбрусья манят, наверное, не меньше театральных успехов и невзгод. А кто-то нашел здесь свою судьбу – четыре семьи родились под студийной звездой. К счастью?

Что такое театр-студия? Коллектив единомышленников, более ранимый и тонкий организм, чем профессиональный театр. Как и все подобные, живущий по своим законам: взлет, познание друг друга и себя, спад, самокопание, определение и сохранение себя – сложная и важная работа, – говорит Е. Царьков. – А вообще, я считаю, нам повезло – мы жили интересной жизнью. И сегодня не падаем духом. Есть, правда, одно "но". Уже года два нас, как и остальные соседские кружки и коллективы, грозятся закрыть – Дом учителя в плачевном состоянии. Нам практически негде репетировать и показывать свои спектакли, а ведь только работа держит в ритме весь коллектив. Только работа может поставить все на свои места.

Ребята остались готовиться к концерту лауреатов, а мне пора было прощаться. И вдруг – батюшки! Детская коляска, в ней – пятимесячный Юрик Инны и Игоря Пижонковых. Смена подрастает?

А. Солопенко

 вверх

 


Заставка I Главная I Персоны I Репертуар I Воспоминания I Фотоальбом I Контакты


e-mail: teastudiya@yandex.ru

Гостевая книга

 

 Использование материалов сайта без согласия автора и владельцев архивов запрещено законом об охране авторских прав РФ

© Елена Озерова; e-mail:zero190@yandex.ru

2006 год

 



Hosted by uCoz